Застройка фабриками Забалканского района

Забалканский  районОдним из примеров промышленных окраин был район Забалканского (ныне Московского) проспекта, который со второй половины XIX в. стал усиленно застраиваться фабриками и заводами, в соседстве с которыми возникали дома и бараки для рабочих. Здесь возле Заставской улицы в 1896 г. была основана обувная фабрика (ныне «Скороход»).

За Заставской улицей на месте небольшой столярно-механической фабрики в 1897 г. возник вагоностроительный завод (ныне завод им. Егорова). За окружной железнодорожной веткой был построен в 1898 г. электромеханический завод фирмы «Симменс-Шуккерт» (ныне «Электросила»). У этого предприятия собственно и обрывался город. Булыжная мостовая доходила только до Литовской улицы, а дальше начиналась непролазная грязь.

Вдоль другого тракта — Шлиссельбурге кого (ныне проспект Обуховской обороны), который проходил вдоль левого берега Невы до села Рыбацкого, строительство заводов началось еще в XVIII в. Промышленному развитию этой части города способствовали удобные водные пути сообщения. Со второй половины прошлого века она начала превращаться в типичный фабрично-заводской район капиталистического города.

[ad#centre]

За Невской заставой были расположены крупнейшие промышленные предприятия страны. Сразу же за Обводным каналом, выходя лицевым фасадом на Мельничную улицу, в 1908 г. была построена большая механическая мельница. Южнее расположились Невский литейно-ме-ханический (Семянниковский) и судостроительный заводы. Примыкавшее с южной стороны к этим заводам село Смоленское превратилось в рабочий жилой район, обслуживавший как эти предприятия, так и расположенные поблизости прядильно-ткацкие фабрики Паля и Максвеля. Этот район славился крайне неблагоустроенными домами   и   улицами.    Еще    южнее, на Шлиссельбургском шоссе, на месте бывшей усадьбы князя Вяземского — Александровское в 1863 г. металлургом П. М. Обуховым был построен Обуховский завод, ставший одним из крупнейших орудийных заводов Европы. На этом заводе к началу XX в. работали свыше 6 тыс. чел. Там же находился и Александровский литейный завод, переключившийся на выпуск паровозов. Прилегавшие к Обуховскому заводу с запада территории получили регулярную планировку и также были застроены рабочими жилищами.

Аналогичная картина наблюдалась и на юго-западных окраинах Петербурга, где по соседству с портом, рядом с Волынкиной деревней, расположился знаменитый Путиловский завод, переоборудованный из старого литейного предприятия его владельцем Н. И. Путиловым в 1868 г. и превратившийся в дальнейшем в крупнейшее предприятие по производству рельсов, товарных вагонов, паровозов и артиллерийского оружия. К концу XIX в. в его цехах работали более 10 тыс. чел. К заводу была проведена специальная железнодорожная ветка. Районы, примыкавшие к Путиловскому заводу, получили регулярную планировку. Это были прямолинейные улицы, расположенные перпендикулярно Нарвскому шоссе, вдоль которых строились рабочие жилища, а по мере увеличения их численности стали появляться школы, больницы и ночлежные дома.

Ярко выраженный промышленный характер приобрела и северо-восточная часть города — Выборгская сторона, расположенная на правом берегу Невы и Большой Невки. Здесь начиная с 1850-1860-х годов вдоль берегов стали строиться многочисленные текстильные, механические, машиностроительные и другие промышленные предприятия, число которых к 1914 г. достигло 300. Еще в середине XIX в. старейшее предприятие города — Новый арсенал было переведено из Литейной части на Выборгскую сторону, где по проекту архит. А. П. Гемилиана были специально построены корпуса для завода. Перед корпусами разбит сквер, проложен бульвар, находившаяся поблизости набережная Невы получила название Арсенальной. Продолжением Арсенальной набережной стала Полюстровская (ныне Свердловская) набережная, которая к началу XX в. почти сплошь оказалась застроенной производственными корпусами, среди них станкостроительный завод «Феникс» (ныне им. Я. М. Свердлова), машиностроительный завод Розен-кранца (ныне «Красный выборжец») и Петербургский (ныне Ленинградский) металлический завод. Вся территория на Выборгской стороне, между Сампсониевским проспектом и набережной Большой Невки, была также застроена фабричными корпусами и небольшими домиками для рабочих. Здесь еще в 1862 г. был основан чугунолитейный и механический завод Нобеля (ныне «Русский дизель»), рядом с которым располагалась текстильная фабрика, а по другую сторону — большой сахарный завод. В 1897 г. на левой стороне Сампсониевского проспекта был основан завод Эриксона (ныне телефонный завод «Красная заря»), а в 1898 г. — механический завод Лесснера (ныне одно из ведущих предприятий текстильного машиностроения им. К. Маркса). В 1913 г. на Выборгском шоссе появилось предприятие новой отрасли промышленности — электротехнической — завод «Айваз» (ныне «Светлана»). И в результате славившаяся некогда своими загородными усадьбами Выборгская сторона приобрела облик типичной рабочей окраины капиталистического города. Вплоть до Октябрьской революции значительная часть ее оставалась вне городской черты.