Судьба застройки южной части Садового кольца

Судьба застройки южной части Садового кольцаВ 1899-1900 гг. был сооружен в южной части кольца Павелецкий вокзал, соединивший Москву с Поволжьем. Перед вокзалом была разбита небольшая площадь; рядом с находившимся у вокзала Зацепским рынком были выстроены на месте деревянных домов кирпичные дома с гостиницами, лавками и трактирами.

С Садовым кольцом посредством Домниковской и Каланчевской .улиц была связана и Каланчевская площадь, на которой последовательно были построены вокзалы: Николаевский (ныне Ленинградский), возведенный на рубеже 1840-1850-х годов; Ярославский — сооруженный в 1907 г. на месте старого вокзала Ф. О. Шехтелем, и начатый в 1913 г. по проекту А. В. Щусева — Рязанский (ныне Казанский) вокзал, завершенный уже в советский период.

[ad#centre]

Каланчевская площадь представляла собой один из наиболее ярких примеров городского ансамбля буржуазной Москвы, состоявшего из зданий, построенных лучшими мастерами этого времени. В стилистическом отношении этот ансамбль базировался на сочетании позднего классицизма архит. К. А. Тона с модерном архит. Ф. О. Шехтеля, включившего национальные мотивы в фасад Ярославского вокзала, и стилизованного варианта русской архитектуры XVII в., созданного архит. А. В. Щусевым.

В композиционном отношении трапециевидная в плане Каланчевская площадь строилась на пересечении двух осей, из которых одна — продольная — соединяла Краснопрудную и Домниковскую улицы, а поперечная была ориентирована на башню симметричного фасада Николаевского вокзала. Ярославский вокзал нарушил классическое равновесие пространства вокзальной площади, после чего симметричное решение фасада Казанского вокзала стало невозможным. И действительно А. В. Щусев разместил многоярусную нарядную башню не по поперечной оси площади, а в ее юго-западном углу. Возникшая таким образом диагональная композиционная ось подчеркивалась также и колористическими средствами. С симметричным фасадом Николаевского вокзала, окрашенного в светлые тона, контрастировали серо-зеленый цвет Ярославского вокзала и праздничные красно-белые фасады Казанского вокзала. Со строительством виадука, по которому прошла железнодорожная ветка, соединявшая Николаевский вокзал с Нижегородским, возникла иллюзия замкнутости площади с западной стороны.

Судьба застройки южной части Садового кольца была неразрывно связана с жизнью всего Замоскворечья, население которого по-прежнему составляло по преимуществу московское купечество. Дух капиталистической инициативы проник и на такие улицы, как Большая Якиманка, Полянка, Ордынка и Пятницкая. Вдоль этих улиц появились доходные дома и особняки разбогатевших купцов и промышленников, например особняк Игумновых на Большой Якиманке, выстроенный архит. Н. И. Поздеевым в «русском стиле». Возникли и новые здания училищ и гимназий, свидетельствовавшие о том, что просвещение коснулось и представителей денежного капитала. На их средства здесь были выстроены типографии, больницы, музеи. Так, например, на Пятницкой улице в 1906 г. была сооружена по проекту архит. А. Э. Эрихсона огромная четырехэтажная типография Сытина, оснащенная по последнему слову техники того времени. В тихом Лаврушинском переулке в 1902 г. по рисунку В. М. Васнецова было построено здание Третьяковской галереи. На Зацепском валу в 1894 г. фабрикантом-меценатом А. А. Бахрушиным был построен Театральный музей. В том же районе в -1907 г. появилось высшее учебное заведение — Коммерческий институт (ныне Институт им. Г. В. Плеханова).

Происходило благоустройство московских набережных. Так, в связи с постройкой храма Христа Спасителя была благоустроена набережная, носившая то же название: на ней появились трех- и четырехэтажные дома, по рисунку В. М. Васнецова было выстроено здание картинной галереи Цветкова. Еще в 1859 г. на месте пришедшего в негодность моста, был построен Большой Каменный мост, просуществовавший до 1938 г. В 1871 г. , вместо сгоревшего деревянного был выстроен из металла Москворецкий мост. На его продолжении у Водоотводного канала были возведены две крупные гостиницы — «Балчуг» и «Бухарест». В 1875-1876 гг. между Устьинским и Краснохолмским мостами были устроены Котельническая и Гончарная набережные. Берег реки был здесь выровнен и укреплен, а поверху устроен проезд. На Раушской набережной была сооружена первая в Москве электростанция (ныне 1-я МОГЭС), напротив Кремля на Софийской набережной в 1860 г. было построено здание крупной гостиницы «Кокоревское подворье», а в 1912 г. на средства купцов Бахрушиных был сооружен приют для бедных вдов, детей и курсисток на 2000 чел. Здесь же возник механический завод Г. Листа (ныне «Красный факел»). На Берсеневской набережной были построены огромные корпуса кондитерской фабрики «Эйнем» (ныне «Красный Октябрь»). По , мере удаления от центра набережные Москвы-реки становились все менее благоустроенными, о чем свидетельствовала прибрежная территория у Крымского вала, где на низменной, затопляемой местности тянулись луга и огороды. Устройство набережных по реке Москве и Яузе и Водоотводному каналу было произведено не на всем протяжении рек в пределах города; площадь укрепленных набережных составляла 44 тыс. квадратных саженей; через эти реки было построено 27 мостов.