Строительство университетов в Одессе и Тифлисе

Строительство университетов в Одессе и ТифлисеУвеличение населения городов, развитие различных отраслей промышленности, концентрация капитала, общее изменение социального состава города и, наконец, самого образа городской жизни вызвали потребность в строительстве новых типов зданий — производственных, общественных и жилых, что, в свою очередь, меняло облик русского города эпохи империализма.

Появились огромные здания промышленных предприятий, пришедшие на смену фабрикам и мануфактурам, основанные на применении новейших достижений техники (в качестве примера можно привести Егорьевскую бумагопрядильную фабрику, при строительстве которой инж. А. Ф. Лоллейтом были впервые применены железобетонные перекрытия). Выполняя социальный заказ крупной буржуазии, архитекторы стали строить и новые типы торговых зданий: к пассажам добавились крытые рынки, универсальные магазины, часто занимавшие целый квартал, здания торговых домов и «деловых дворов», которые появились в таких городах, как Киев, Саратов, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону и др.

[ad#centre]

В качестве примера нового типа делового здания отметим здание Государственного банка в Нижнем Новгороде, построенное в 1910-е годы В. В. Покровским. Все большее место в строительстве занимали не культовые, а общественные здания.

Продолжалось строительство университетов в Одессе и Тифлисе, политехнического института в Новочеркасске. В столицах и крупных городах началось строительство образцовых школ и больниц, состоявших из нескольких корпусов различного назначения и занимавших обширные территории, часто менявших облик окраинной местности.

Еще большее распространение получили музейные здания. В качестве примеров можно назвать здание Киевского педагогического музея (архит. П. Ф. Алешин, 1911-1913) и панорамы Обороны Севастополя (худ. Ф. А. Рубо архит. В. А. Фельдман, 1905). К числу зрелищных сооружений нового типа относились и кинотеатры, или, как их тогда называли, синематографы, а также народные дома. Народные дома строились, как правило, на рабочих окраинах и объединяли в себе театр, аудиторию для собраний, концертов, лекций, библиотеку-читальню, клубные комнаты и чайные. Они сыграли определенную роль в повышении культурного уровня рабочих, противостояли таким «развлечениям», как балаганы и трактиры. Нередко они формировали ансамбли городских площадей. В качестве примера можно назвать Народный дом в Нижнем Новгороде, построенный в 1901 -1903 гг. при активном участии А. М. Горького, С. Т. Морозова, Ф. И. Шаляпина и К. С. Станиславского.

В эпоху империализма резко углубилось противоречие между застройкой центра и застройкой рабочих окраин, что органически вытекало из обострения социальных противоречий в этот высший   (и  последний)   период развития капиталистической формации в России. На многих улицах крупных городов появились многоэтажные доходные здания с лифтами, телефонами, водопроводом и электричеством.

Новый этап жилищного строительства характеризовался такими чертами, как упорядоченность расположения корпусов на участке; увеличение размеров домов и преобладание геометрической правильности их очертаний; включение в объем здания подсобных помещений (магазины, котельные, прачечные, гаражи); повышение плотности застройки участков, что во многом вызывалось резким вздорожанием земли.

Следует отметить, что в указанный период застройка стала зачастую осуществляться не индивидуальными застройщиками, а акционерными строительными обществами (в1913 г. их было уже 457), причем строительство велось на больших участках, нередко величиной в целый квартал.

Если доходные дома, как правило, образовывали ансамбли улиц, то строившиеся для миллионеров особняки, напротив, прятались в тихие переулки (в качестве примеров назовем особняк Рябушинского на Малой Никитской, построенный Ф. О. Шехтелем, или особняк Тарасова на Спиридоновке, построенный И. В. Жолтовским).

Стремление русских архитекторов отойти от эклектизма и стилизаторства вызвало поиск новых архитектурных форм. Символом архитектуры эпохи империализма в России стал модерн, который по существу рассматривался как принципиально новый стиль, независимый от всех архитектурных стилей прежних эпох и опиравшийся на такие достижения строительной техники, как применение железобетона, металлических каркасов, а также на широкое использование декоративных панно, керамической плитки.