Строительство Исторического музея в XIX в.

Исторический музей в XIX в.Строительство Исторического музея было событием в русской жизни второй половины XIX в. Музей был задуман не только как хранилище исторических реликвий, но и как здание, архитектурный образ которого должен был отражать новый этап в развитии русской истории, наступивший после отмены крепостного права. Это нашло свое отражение в выборе объемно-пространственной композиции здания, которому Шервуд придал характер монументальной значимости, уравновешенности и симметрии.

Шервуд стремился к тому, чтобы здание музея находилось в соответствии с «церковью Василия Блаженного и Кремлевской стеной с ее башнями, которыми будет окружен Исторический музей». В то же самое время Шервуд не повторял архитектурные формы этих сооружений, а создавал совершенно новую композицию, основным мотивом которой служила система разновеликих островерхих башен, увенчивавших расчлененный объем здания, украшенных многочисленными деталями, заимствованными из древнерусского зодчества. Тем самым фасад музея не вступал в противоречие с исторически сложившейся застройкой Красной площади и не подавлял ее своими абсолютными размерами.
[ad#centre]

Восточную часть площади вплоть до конца XIX в. занимали Верхние торговые ряды, построенные О. И. Бове. В 1893 г. на их месте по проекту А. Н. Померанцева было построено новое здание Верхних торговых рядов.

Это здание относилось к совершенно новому типу торговых сооружений и представляло собой фактически целый торговый квартал, расположенный между Никольской и Ильинской улицами, внутренние переходы которого были перекрыты остекленными сводами. Здание было выполнено по последнему слову строительной техники (в перекрытиях рядов была применена новая система металлических конструкций инж. В. Г. Шухова). Ряды были построены в три этажа с подвалом, имели три продольных и три поперечных пассажа, большие залы и до тысячи различных торговых помещений.

Верхние торговые ряды были построены архит. А. Н. Померанцевым в стиле русских построек XVII в. и получили высокую оценку И. Е. Забелина, который считал «московские торговые ряды одним из лучших сооружений этого рода и вполне достойными занимать место на богатой историческими воспоминаниями московской Красной площади». «Русский стиль» Верхних торговых рядов, по мнению Забелина, был предопределен размещением их на Красной площади и должен был сочетаться с только что возведенным зданием Исторического музея. Верхние торговые ряды считались одним из грандиознейших пассажей Европы, и их строительство знаменовало собой новый этап в развитии торговых зданий центра Моеквы. Так в течение 10 лет Красная площадь получила новый архитектурный облик.

Значительные изменения во второй половине XIX в. произошли в ансамбле Воскресенской площади (ныне площадь Революции). В 1890-1892 гг. на месте построенного в эпоху классицизма здания присутственных мест было возведено здание Городской думы (ныне в здании находится Центральный музей В. И. Ленина).

В 1888 г. был объявлен конкурс и сформирована экспертная комиссия, в состав которой вошли историки И. Е. Забелин, Ф. И. Буслаев, архит. К. М. Быковский, городской голова Н. А. Алексеев и др. Среди требований, выдвинутых комиссией, было указано, что «фасады должны быть обработаны в стиле памятников XVI- XVII вв., насколько это может быть согласовано с потребностью монументального здания настоящего времени…». Из 38 проектов, поданных на конкурс, лучшим был признан проект Д. Н. Чичагова.

Здание Думы сильно уступало по своей образной выразительности Историческому музею, представляя собой вытянутое трехэтажное сооружение с симметричным фасадом и выдвинутым вперед центральным ризалитом с парадным крыльцом, построенным в формах XVII в. Красный массив Московской думы с его дробными, заимствованными из русской кирпичной архитектуры XVII в. деталями служил как бы продолжением стены Китай-города и сочетался с северным фасадом Исторического музея и лентой Кремлевских стен. Тем самым разрушалась прежняя архитектоника центральных пространств, созданных в эпоху классицизма. Воскресенская площадь теряла свое самостоятельное пространственное значение и превращалась в проезд, соединявший Театральную площадь с пространством Александровского сада. Это усугублялось также тем, что напротив здания думы, на месте снесенных зданий купец Корзинкин еще в 1878 г. построил по проекту архит. Васильева пятиэтажную Большую Московскую гостиницу. Это здание, лишенное каких бы то ни было архитектурных особенностей, с его механическим рядом оконных проемов и отсутствием композиционных акцентов ни стилистически, ни планировочно не отвечало зданию Городской думы.