Стилистические искания зодчих второй половины XIX в.

Стилистические искания зодчих Стилистические искания зодчих второй половины XIX в. были направлены прежде всего на освоение архитектурного наследия прошлых эпох, включая национальные и общеевропейские стили. Менялись лишь источники подражания, методы и глубина их освоения. В состав городского пейзажа в этот период вошли и такие новые сооружения, связанные с развитием инженерно-технической мысли, как крытые пассажи и рынки, вокзалы, мосты, которые сближали крупнейшие города России с западно-европейскими городами.

К началу XX в. сложился основной фонд застройки городов, представляющих собой смешение зданий различных эпох и стилей, при количественном преобладании застройки второй половины XIX в. Роль связующего начала в стилистической разноголосице городов этого времени в определенной степени сыграл стиль «модерн».

[ad#centre]

Этот стиль выражал буржуазные вкусы начала XX в., и в этом заключалась его определенная социальная ограниченность, но в то же самое время здания, построенные в этом стиле, обогатили силуэт города, внеся разнообразие в рядовую застройку городских улиц и площадей, благодаря использованию пластически активных архитектурных форм. Стиль модерн особенно ярко проявил себя в архитектурном решении жилых зданий повышенной этажности, появившихся в начале XX в. в столицах. Эти здания, несмотря на свою ограниченность, внесли существенные изменения в систему архитектурных доминант города.

Что же касается городской планировки, то она продолжала традиции классицизма на протяжении всего рассматриваемого периода с той только разницей, что в регулярном градостроительстве этого времени было утеряно объемно-пространственное начало и возобладало планиметрическое.

В первые десятилетия XX в. делались попытки научного обоснования городской планировки на основе изучения достижений прошлых эпох и современного зарубежного опыта. Все больше внимания архитекторы стали уделять художественно-эстетической стороне городской застройки. Возникли замыслы реконструкции исторических городов и охраны памятников культуры и старины. Зародились проекты строительства «городов-садов», основной задачей которых было ослабление жилищного кризиса. Эти поселения предполагалось построить на дешевых сельских землях вблизи больших городов — Москвы, Петербурга, Риги, Одессы, Харькова, Владивостока и др. Передовые русские зодчие разрабатывали новые градостроительные решения комплексной планировки, застройки и благоустройства городов, но эти проекты в большинстве своем так и остались нереализованными до Великой Октябрьской социалистической революции.

Мы рассмотрели развитие городов в западно-европейских странах и США, а также в России на протяжении более двух столетий, в течение которых ушел в прошлое феодализм и развилась новая капиталистическая социально-экономическая формация.

Несмотря на исторические, политические национальные особенности, в каждой из рассмотренных нами стран наблюдались одни и те же градостроительные процессы.

Так, например, наиболее характерной чертой для первой половины XVIII в., было наличие двух сфер градостроительной деятельности — возведение городских укреплений и городов-крепостей и строительство городских и загородных резиденций. В этот период были созданы лучшие дворцовые ансамбли Петербурга и его окрестностей, Москвы, Вены, Касселя, Дрездена и многих других городов, занимавшие значительные территории и включавшие обширные парковые массивы. Тогда же получило распространение и регулярное планировочное искусство, которое первоначально было связано с садово-парковым строительством, а также со строительством крепостей и форштадтов.

Во второй половине XVIII в. под влиянием развития просветительских идей представление о городе значительно расширилось и обогатилось за счет осмысления социальных и утилитарных проблем. Это особенно сильно сказалось во Франции предреволюционного периода, когда один за другим стали выходить трактаты, посвященные архитектур и городу. Аналогичные труды появились в Италии и России.

Большое значение для развития градостроительного искусства второй половины XVIII в. сыграл Рим, куда посылали своих наиболее одаренных учеников все европейские архитектурные академии, включая Петербургскую. Именно там, под влиянием изучения античных памятников, сложилось новое стилистическое направление — классицизм, который сохранил свои позиции в области архитектуры и градостроительства на протяжении почти всей первой половины XIX в.

Наиболее характерными чертами классицизма конца XVIII- начала XIX в., проявившимися в градостроительстве, были: стремление к целостности и регулярности планировочной композиции городов; предпочтение стилистического единообразия городской застройки при допущении не слишком резких контрастов и, наконец, присущий просветительскому периоду призыв к «слиянию с природой», сказавшийся в расцвете ландшафтного садово-паркового искусства.

На сайте building-life.ru вы можете узнать как роскошно и недорого оформить интерьер квартир в стиле 19 века.