Рост фабричных сел

Рост фабричных селСтроительство фабрик и заводов сопровождалось ростом вокруг них рабочего населения, для которого на некоторых фабриках и заводах строились   дома-казармы,   содержавшиеся большей частью в антисанитарном состоянии.

Большинство же рабочих ютилось в тесных деревянных домишках мелких домовладельцев вблизи фабрик, где появились коечно-каморочные квартиры. В. И. Ленин в 1907 г. указывал на эксплуатацию рабочего «не только фабрикантами и заводчиками, но также и домовладельцами, которые, как известно, наживаются гораздо больше на квартирах, каморках, углах и трущобах, населенных рабочими, чем на богатых квартирах»1.

[ad#centre]

Таким образом, к началу XX в. промышленное кольцо вокруг Москвы сомкнулось. На небольшом расстоянии от него стал складываться второй промышленный пояс: на востоке — Перово, Кунцево, Люблино; на западе — Тушино, Кунцево и Спас-Сетунь; на севере — Лосиноостровское; на юге — Бирюлево и Царицыно. Усиленный рост промышленности, как старой текстильной, так и новой, машиностроительной, вызвал рост таких городов, как Серпухов, Коломна, бывших крупнейшими уездными городами Московской губернии (уже с середины XIX в. в каждом из них жило свыше 10 тыс. чел.). В связи со строительством железных дорог быстро стала расти промышленность Богородска (ныне Ногинск), где возникло одно из крупнейших текстильных предприятий — Глуховская мануфактура и где с благотворительными целями был построен поселок для рабочих и служащих этого предприятия. Поселок состоял из коттеджей и домов-общежитий и имел свою больницу, училище, клуб, магазин и спортивные сооружения, расположенные на берегах заводского пруда.

Аналогичный поселок был спроектирован правлением товарищества мануфактур Э. Цинделя в 15 верстах от Москвы по Павелецкой железной дороге. Поселок состоял из 400 двухэтажных домов и был рассчитан на 6500 рабочих и служащих.

Росли фабричные села: Купавна, Щелково, Орехово, Зуево, Фрязино, Вантеево (Ивантеевка), Реутовская и Раменские мануфактуры, бумагопрядильная в Горенках, составлявшие еще один промышленный пояс Москвы. Здесь в 1912 г. на Московско-Казанской железной дороге на станции Прозоровка (ныне Кратово) был проведен первый эксперимент по строительству «города-сада». Планировочную композицию поселка определяли лучевые улицы-аллеи, сходившиеся к вокзалу. Прозоровка была застроена коттеджами с большими участками и имела зону отдыха и оздоровления, расположенные поблизости от пруда. Центр поселения группировался возле железнодорожной станции. В строительстве этого города-сада принимал участие известный русский планировщик и архитектор В. Н. Семенов, написавший первый отечественный труд под названием «Благоустройство городов» (1912).

Расширение экономического влияния Москвы сопровождалось уплотнением застройки ее территории, официальной границей которой по-прежнему считался Камер-Коллежский вал. Лишь после февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. городские границы Москвы были расширены до Окружной железной дороги. Построенные в едином архитектурном стиле станции и посты Окружной железной дороги подтвердили ее значение  как  внешнего  пояса  Москвы.

Петербург. Официальная столица Российской империи вступила на путь капиталистического развития несколько раньше Москвы. Уже в середине XIX в. в городе имелась довольно развитая промышленность, появились железные дороги, возникли первые акционерные общества. Однако подлинная социально-экономическая трансформация города наступила после отмены крепостного права в 1861 г., когда в город в поисках заработка хлынули бывшие жители деревень и малых городов Петербургской, Новгородской, Псковской, Тверской и других губерний. Этот контингент рабочей силы и заложил основы быстрого промышленного развития столицы, предварившего изменение архитектурного облика ее окраин.

Во второй половине XIX в. Петербург стал центром российской металлургии и машиностроения. Его географическое положение облегчало доставку дешевого промышленного сырья и полуфабрикатов, оборудования и топлива. Здесь преимущественно размещались казенные (особенно военные) заказы. Значительно расширились и реконструировались старые заводы и фабрики, открывались новые предприятия — текстильные, металлургические, машиностроительные. С 1890 г. Петербург превратился в основной центр электротехнической промышленности.

Если в Москве промышленные окраины образовывали кольцо за Камер-Коллежским валом, то в Петербурге промышленные предприятия возникали главным образом в южных и северо-восточных районах города.