Россия в 20 веке

Развитие капитализма в России во второй половине 19 — начале 20века

Развитие капитализма в России во второй половине XIX- начале XX в. повлекло за собой быстрый рост городов. Этот рост выражался не только в увеличении численности населения и расширении городских территорий, но и в стихийном формировании новой функциональной городской структуры, свойственной капиталистической экономике.

Образование деловых центов и организация капиталистической экономики

Если в предшествующие периоды основными центрами городской активности были административные и торговые площади с их специфическим набором зданий, то в капиталистический период обнаружилась тенденция к образованию «деловых» центров, т. е. мест средоточия банков, акционерных компаний, торгово-промышленных фирм и других учреждений, связанных с финансированием и организацией капиталистической экономики.

Первоначально «деловые» здания строились в старых центрах, приспосабливаясь к их сложившейся архитектурно-планировочной структуре, но по мере увеличения их числа стали внедряться в застройку главных городских улиц, усугубляя и без того напряженный ритм жизни этих магистралей. Примерами тому могут служить Невский проспект в Петербурге, Тверская улица в Москве, Крещатик в Киеве и т. д.

Невский Проспект, Санкт-Петербург
Невский Проспект, Санкт-Петербург

Изменение структуры городов России

Изменилась и социальная структура городов. Появились новые привилегированные слои населения — представители финансовой и промышленной буржуазии, которые стремились построить свои особняки в центральных районах города.

В рассматриваемый период изменилось и отношение к земельной собственности в городах, превратившейся в средство капиталистической наживы. Строительство многоэтажных многоквартирных домов, сдававшихся внаем, служило источником постоянных доходов для их владельцев. Все это, в свою очередь, породило уплотнение городской застройки, особенно в центральных районах. Развитие же городского транспорта («конка», трамвай и т. д) предъявляло новые требования к планировке уличной сети городов, сложившейся в предшествующий период и не приспособленной к увеличившимся   транспортным   потокам.

Разительный контраст центральным районам составляли городские окраины. Застройка их происходила стихийно. Рабочие кварталы возникали вокруг заводов и фабрик, вдоль железных дорог, превратившихся в главные связующие пути между различными экономическими регионами страны. В тех случаях, когда городские окраины сложились еще в дореформенный период (как, например, Марьина роща в Москве или же Волынкина деревня в Петербурге), их полудеревенский характер уступил место типичному облику фабричной окраины с однообразными неблагоустроенными рабочими жилищами, причем по своим размерам и численности населения эти окраины иногда превосходили в несколько раз население «старого» города.

Индустриальные поселения в эпоху развития капитализма

Для эпохи развития капитализма в России было характерно и возникновение новых, чисто индустриальных поселений, таких, как Иваново-Вознесенск в Центрально-промышленном районе, Юзовка на Украине и многих других. Этот новый градообразовательный процесс образно охарактеризовал А. А. Блок в своем стихотворении «Новая Америка» (1913):

«Путь степной — без конца, без исхода,
Степь да ветер, да ветер,-
и вдруг Многоярусный корпус завода.
Города из рабочих лачуг…»

Индустриальное поселений Иваново-Вознесенск в Центрально-промышленном районе
Индустриальное поселений Иваново-Вознесенск в Центрально-промышленном районе

Неограниченный индивидуализм в частнособственнической застройке городов был вызван дальнейшим ослаблением градостроительного контроля со стороны государства. Строительство городов велось, как правило, стихийно или, в лучшем случае, согласно старым правилам, не соответствовавшим капиталистическому характеру застройки. Ни царское правительство, ни органы городского самоуправления не могли противопоставить этому процессу каких-либо серьезных преград и ограничивались частными мерами — благоустройством  центральных  районов, спрямлением отдельных улиц и т. д., что было абсолютно недостаточно для решения всех назревших кризисных проблем города. Не спасали положения и попытки предварить территориальное развитие крупных промышленных центров посредством создания перспективных генеральных планов, поскольку какое-либо планирование было невозможно в условиях капиталистической конкуренции. Не имели успеха и попытки улучшить условия жизни рабочих посредством строительства домов с дешевыми квартирами, а также целых благоустроенных рабочих поселков с улучшенным типом жилищ, поскольку для подавляющего большинства российских пролетариев подобные дома были не по средствам.

При таких условиях художественные проблемы находились на втором плане и подчинялись общей стихийной конъюнктуре капиталистического градостроительства. Буржуазные вкусы сменили аристократические. Прямая зависимость архитекторов от заказчиков на первых порах сказалась на снижении общего художественного уровня массовой жилой застройки. Лишь некоторые жилые дома и наиболее крупные городские сооружения становились предметом общественного обсуждения. Именно они и составляли наиболее ценную часть градостроительного наследия этого времени. Так, строительство Исторического музея в Москве открыло новый этап в развитии ансамбля Красной площади, сооружение комплекса высших учебных заведений в Томске придало новый облик этому городу и т. д.