Проект Рязани

Проект РязаниНаправление дальнейшего развития города на юг предопределила линия Московско-Казанской железной дороги, а на север — Рязано-Уральской железной дороги. Южная часть города была запроектирована в виде прямоугольника, расчлененного центральной магистралью, засаженной деревьями. На этой магистрали автор предполагал разместить два больших парка 300Х 500 и 900X400 м. Главная магистраль и другие ведущие улицы были направлены к центру города, образуя четкую веерную композицию. Однако новая магистраль упиралась в один из кварталов старой застройки и не достигала центра.

Западная часть города, построенная по радиально-кольцевой системе, также не имела пространственной связи с историческим центром города. На новой территории не проектировалось ни одной площади. Лишь кое-где были оставлены пустые незастроенные участки для базаров. Положительной стороной проекта было обилие как существующих, так и проектировавшихся парковых массивов, занимавших сравнительно большое место в новом плане.

[ad#centre]

Руководствуясь желаниями владельцев заводов, автор проекта размещал промышленные предприятия у реки и вдоль полотна железной дороги чуть ли не в самом центре города.

В целом проект Рязани показал полную несостоятельность замысла автора связать воедино интересы промышленников и основной массы городского населения. И нет ничего удивительного в том, что этот проект не был реализован.

Иная картина наблюдалась в городах общегосударственного значения. В качестве примера можно привести курортный город Кисловодск, значительно выросший в начале XX в.

В 1903 г. Кисловодск (в ознаменование столетия со дня его основания) получил статус города. К этому времени полностью была освоена долина рек Березовки и Ольховки, и поселение стало распространяться в нагорной части. Город стал развиваться в северном направлении в связи с проведением железной дороги. В конце XIX в. по соседству с главной Нарзанной галереей (построенной по проекту архит. Уптона еще в 1840-е годы) были сооружены тупиковый вокзал и большое здание Курзала. Здесь же, вдоль Голицынского проспекта, были возведены новые ванные корпуса (Скальковские). Значительные изменения произошли с застройкой улицы Тополевая аллея, где на месте частных домов стали возникать новые гостиницы, рестораны и магазины. Во второй половине XIX в. значительно увеличилась территория городского парка, который получил развитие в восточном направлении. В целом живописный характер города сохранился, что потребовало значительных усилий как со стороны городской думы Кисловодска, так и со стороны столичной администрации.

Яркую характеристику градостроительного процесса эпохи империализма в России дал В. И. Ленин: «Растут богатые города, строятся роскошные магазины и дома, проводятся железные дороги, вводятся всякие машины и улучшения и в промышленности и в земледелии, — а миллионы народа не выходят из нищеты… Все больше становится и по деревням и по городам людей, которые совсем не могут найти никакой работы. В деревнях они голодают, в городах они наполняют босые команды и золотые роты, ютятся, как звери, в землянках городских предместий или в таких ужасных трущобах и подвалах, как на Хитровом рынке в Москве».

Города все в большей степени становились центрами концентрации пролетариата. Общая численность рабочих в России накануне первой мировой войны достигла почти 18 млн. чел. Неуклонно возрастала доля женского и детского труда, который оплачивался много дешевле мужского. К 1913 г. женщины составляли почти треть всех рабочих, а в текстильной промышленности — 53,4%. Около 11% фабрично-заводских  рабочих  составляли  дети.

В крупных городах — Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Баку, Екатеринославе, Харькове, Риге и др. происходила значительная концентрация рабочих. В главнейших промышленных центрах — Москве и Петербурге — пролетариат был разнородным по профессиональному составу, причем в Москве преобладали текстильщики, а в Петербурге — металлисты.    Основная масса рабочих текстильной промышленности концентрировалась в Центрально-промышленном районе (Владимирская, Московская, Костромская губернии и др.). Центры средоточения рабочих горнозаводской промышленности находились на юге России и на Урале, нефтяной — в районе Баку и Грозного. Почти половина всех фабрично-заводских рабочих была сосредоточена на 642 крупных предприятиях с численностью свыше 500 чел., что безусловно влияло на развитие городов России в эпоху империализма.