Процесс формирования Садового кольца

Процесс формирования Садового кольцаВ период капитализма завершился процесс формирования Садового кольца. Как известно, после срытия Земляного вала в 1816 г. территория его была отдана под застройку с обязательством устройства перед домами палисадников и садов. Палисадники, находившиеся в частном владении, были разнородными по характеру озеленения и протяженности.

Между ними находились проезды, которые соединяли между собой радиальные дороги Москвы. В Садовом кольце возникли отрезки бульваров — Зубовский, Смоленский, а в 1877 г. — Новинский (улица Чайковского). Застройка Садовых улиц все еще носила провинциальный характер и зависела от социального состава проживавшего здесь населения. Так, например, вдоль новых бульваров, и особенно Новинского, располагались дворянские особняки, тогда как Садово-Кудринская, Садово-Триумфальная, Садово-Черногрязская были по преимуществу застроены деревянными и каменными домами мелких чиновников, небогатых купцов и мещан. В отличие от застройки центральных улиц дома вдоль Садовой были отдельно стоящими и не образовывали сплошного фасадного фронта.

[ad#centre]

После того как центральные районы Москвы получили многоэтажную застройку, на Садовых улицах стали появляться отдельные многоэтажные здания, такие, как воздвигнутый на Садово-Спасской улице в 1904 г. восьмиэтажный «небоскреб» — первый в Москве — для заводчика Афремова (по проекту архит. О. О. Шишковского); многоэтажный доходный дом на Смоленском бульваре Кредитного общества; собственный дом архитектора Ф. О. Шехтеля на Большой Садовой; дом князя Щербатова, построенный на Новинском бульваре архит. А. И. Таманяном (1913), считавшийся одним из лучших образцов высотного здания, построенного в стиле неоклассицизма; доходные дома на углу Садово-Кудринской и Малой Бронной, Большой Садовой и Большого Козихинского переулка; «небоскребы» на Садово-Каретной и Садово-Самотечной (архитекторы Э. К. Нирнзее и С. И. Воскресенский, 1906-1915) и др.

Наряду с жилыми домами на Садовом кольце появились магазины, гимназии и училища, общежитие для студентов Московского университета на Зубовском бульваре и «училищный дом» на Смоленском бульваре. В начале 1910-х годов на Садовом кольце разместились также четыре кинотеатра: Ханжонкова на Садово-Триумфальной площади: «Форум», построенный Ф. Н. Кольбе в античном стиле на Садово-Сухаревской; «Вулкан» на Таганской площади и «Великан» на Коровьем валу (ныне Добрынинская площадь).

Усложнение функциональной структуры Садового кольца способствовало развитию транспортного движения, в связи с чем встал вопрос о расширении Садовых улиц за счет сноса палисадников частных владельцев, однако Городская дума не смогла осуществить выкуп этих земель по причине недостатка отпускаемых на благоустройство средств.

Происходили изменения и в ансамблях площадей, образуемых пересечением Садового кольца с радиальными улицами. Эти площади имели различное функциональное назначение. Прежде всего необходимо отметить две крупные рыночные площади, разделенные Арбатом, — площадь Смоленского рынка и Смоленскую-Сенную.

На площади Смоленского рынка в целях борьбы с антисанитарным его состоянием в 1875 г. Городская дума выстроила посредине большой двухэтажный каменный корпус для продажи съестных продуктов, но торговля не умещалась в этом здании, и многие продукты по-прежнему продавались с возов.

Пресловутая Сухаревка, т. е. площадь, образовавшаяся вокруг выдающегося памятника русской архитектуры XVII в. — Сухаревой башни, в 1881 -1887 гг. была расширена в связи , с ростом рынка за счет сноса палисадников; на ней наряду с лавками появились большой магазин, дешевые квартиры и гостиницы.

Кудринская площадь, на которой прежде собирался привозной рынок, в 1914 г. была очищена от рыночных сооружений, и на ней был устроен круглый сквер с фонтаном. Торговый характер носили и две площади в южной части Садового кольца — овальная Серпуховская и круглая Калужская, застроенные небольшими каменными и деревянными лавками и домами.

Выделялась площадь старых Триумфальных ворот, получившая облик своеобразного культурного центра, как бы по контрасту с Театральной площадью, отражавшей развитие высокого сценического искусства; здесь развились «легкие» жанры буржуазной сцены, нашедшие пристанище в таких сооружениях, как сад «Аквариум» с деревянным театром, театр Омона на углу Большой Садовой и Старой Триумфальной площади и др.

Следует упомянуть и две площади, образовавшиеся в связи со строительством железнодорожных вокзалов.

Постройка в 1860-е годы Нижегородского (ныне Курского) вокзала на улице Садово-Земляной вал, перестроенного в 1890-е годы по проекту архит. Н. К. Орлова, резко изменила характер окружающей среды. Планировка привокзальной площади представляла собой два прямоугольных квартала, по периметру которых шла сплошная застройка; обе стороны площади были замкнуты двумя стоявшими посредине массивными зданиями; рядом с вокзалом появились магазины и гостиницы.