Поляризация двух антагонистических элементов буржуазного города во второй половины XIX в.

Поляризация антагонистических элементов В эпоху капитализма социальная и функциональная структура городов подверглась значительным  изменениям. На протяжении второй половины XIX в. во всех экономических развитых городах России происходила поляризация двух антагонистических элементов буржуазного города: делового центра, окруженного кварталами привилегированного населения, и промышленных рабочих окраин.

Центральные части городов и районы, заселенные представителями господствующих классов, стали более благоустроенными. Но рабочие окраины оказались в запущенном и антисанитарном состоянии.

[ad#centre]

В столицах и наиболее крупных городах в пореформенную эпоху получило распространение строительство четырех-, пяти-, а иногда и шестиэтажных многоквартирных доходных домов, часто смыкавшихся друг с другом и занимавших почти всю территорию участков. Зелени в таких домовладениях не было. Эти дома, построенные буржуазными предпринимателями, вырастали на месте прежних жилых дворянских усадеб с их обширными незастроенными землями и садами. Плотность застройки участков резко повысилась. Стремясь извлекать максимальные прибыли из участков, владельцы размещали на них как можно больше жилых корпусов. Как образно пишет Е. А. Борисова, в этот период «отдельные новые здания словно «врастали» в толщу квартала, ища себе место в разрывах старой застройки, заполняя все свободное пространство, словно «растекаясь» по нему и уходя в глубь участков». Все это было следствием возросших цен на земельные участки в центральных районах городов и, в свою очередь, отражалось на размерах квартирной платы в «доходных» домах.

То же стремление максимально использовать строительную площадку повлекло за собой размещение в нижних этажах многоквартирных жилых домов магазинов, лавок, складов, мелких ремесленных мастерских, также сдававшихся внаем. Постройка доходных домов, как правило, осуществлялась без взаимной увязки и согласования   с   соседними   застройщиками.

Архитектор вынужден был исходить из особенностей конкретного городского участка, имевшего, как правило, достаточно сложную конфигурацию.

Функциональная и конструктивная схема доходных домов была достаточно постоянной и выражалась на его фасаде ярусами этажей, протяженными ритмам» оконных проемов и отсутствием ярко выраженных композиционных акцентов, за исключением обязательного въезда-ворот во внутренний двор. Смыкаясь друг с другом, доходные дома образовывали сплошной фасадный фронт, вытягивавшийся вдоль «красной линии» улицы. В условиях усиливающейся капиталистической конкуренции застройщики стремились придать доходным домам индивидуальный облик с целью привлечения большего числа клиентов, выгодных квартиросъемщиков. Таким образом сложилась социальная подоснова новой тенденции в русской архитектуре, которая проявила себя в стремлении к использованию различных стилей, т. е. к эклектике.

Появление в городах зданий, построенных в различных архитектурных стилях, объяснялось также и естественной реакцией архитекторов на «униформность» и однообразие жилой и общественной застройки улиц и площадей в эпоху позднего классицизма, а также уровнем развития историко-архитектурной науки, показавшей все богатство архитектурного наследия прошлых эпох.

Вместе с тем свобода выбора декоративных элементов на фасаде зданий сочеталась с их рациональным и экономичным конструктивным и планировочным решением. Эта особенность эклектической архитектуры придавала ей общность и, по словам Е. А. Борисовой, «обусловливала единство в облике отдельных улиц, где эклектические сооружения, независимо от их масштабов и назначения, образовывали как бы фоновую, рядовую застройку и где отдельное здание уже переставало играть решающую роль…».

Новый тип городской застройки в виде многоэтажного жилого дома внес сильные изменения в пространственную структуру улиц, значительно обобщив ее. Исчезли прежние композиционные акценты, которые в эпоху классицизма создавались курдонерами жилых усадеб, портиками дворцов и других зданий. Улица превратилась в сплошной коридор, прерываемый лишь поперечными переулками и улицами. Разнообразие впечатлений, создаваемое различными декоративными украшениями фасадов и броскими вывесками, не меняло общей монотонности капиталистической застройки городов.

Интересно отметить, что некоторые новые типы зданий, такие, как банки, пассажи, гостиницы, по внешнему облику были близки к доходным домам и так же, как они, вписывались в сплошной фон застройки улиц. К массовому типу застройки относились также больницы, богадельни, земские школы, городские училища, а также железнодорожные здания в маленьких городах.

Эти провинциальные общественные сооружения нового типа были ординарными по своему облику. В отличие от них здания вокзалов, городских театров, музеев, городских дум и университетов, строившиеся в крупных городах, определяли их архитектурный облик. Именно эти здания и отразили на себе смену архитектурных вкусов на протяжении второй половины XIX в.