Петербург — крупнейший транспортный центр страны

Петербург Петербург стал крупнейшим транспортным центром страны. К построенным в дореформенное время железным дорогам Петербург — Царское Село (1837) и Петербург — Москва (1851) добавились новые, связавшие столицу с важнейшими экономическими центрами России (Варшавская, Северная, Балтийская, Финляндская и т. д.). Здесь оканчивалась важная водная магистраль страны — Волго-Невский путь.

Главные и соединительные железнодорожные пути, сортировочные станции, вагоноремонтные мастерские видоизменили огромные территории на южных окраинах города. Многие районы оказались отрезанными от городского центра. Ярким примером тому были земли, расположенные вдоль Лиговского канала, между Варшавской и Николаевской железными дорогами, ограниченные с севера Обводным каналом, а с юга — Окружной железной дорогой. Здесь, возле крупных кладбищ (Волкова и Митрофаниевского), возникли жилые кварталы железнодорожных рабочих и служащих.

[ad#centre]

Петербург продолжал быть крупнейшим портом страны. Рост морского грузооборота заставил в 1874 1885 гг. соорудить новый порт в юго-западной части города на Гутуевском острове. Отсюда в Финский залив был прорыт морской канал протяженностью 32 км.

Стремительно росло население города: в 1853 г. в нем было около 0,5 млн., в 1900-1,5 млн., а в 1917- 2,5 млн. чел. Особенно быстро увеличилась численность рабочего класса: в 1861 г. на предприятиях Петербурга было занято 20 тыс. в 1900 г.- 260 тыс., а в 1917 г.- около полумиллиона, причем 40% из них составляли рабочие-металлисты — наиболее сознательная и организованная часть рабочего класса страны.

Рост населения Петербурга способствовал росту его жилого фонда, который только лишь за 1900-1917 гг. увеличился вдвое как за счет освоения территорий, главным образом в южном (к югу от Обводного канала) и отчасти в северном (Выборгская сторона) направлении, так и за счет уплотнения застройки в центральных районах города.

Застройка Петербурга доходными домами началась еще в 1840-х годах, т. е. раньше, чем в Москве и других городах России. Именно тогда вдоль главных улиц города возникли протяженные четырехэтажные здания со спокойными фасадами, лишенными сильных архитектурных акцентов и увенчанными классическими карнизами. Этот архитектурный стереотип повторялся и на второстепенных улицах города, не превышая по высоте зданий, формировавших исторический центр столицы. За счет строительства доходных домов средний высотный уровень Петербурга поднялся, а плотность застройки  улиц и дворовых пространств значительно увеличилась (согласно постановлению Петербургской городской думы, минимальная ширина двора допускалась в 3 сажени, т. е. 6,4 м).

В 1860-1870-е годы были сделаны попытки разнообразить сложившуюся монотонную архитектурную среду за счет строительства доходных домов с фасадами, решенными в «различных стилях». Следует отметить, что если в эпоху классицизма в Петербурге утверждались фасады почти всех главных улиц, то теперь это требовалось лишь для части Невского проспекта, Большой Морской улицы и для части набережной Невы.

Основная масса жилых домов вдоль Невского проспекта была построена именно в эпоху эклектики. Несмотря на то, что каждый из этих домов строился по частному заказу, и архитектор, в зависимости от вкусов заказчика, включал в убранство фасада детали, заимствованные из архитектуры итальянского ренессанса, барокко   или   русского   классицизма, в целом благодаря одинаковой высоте и яркой индивидуальности они составили своеобразный фон для построек более . раннего и более позднего времени. Положение резко изменилось в первые десятилетия XX в., когда возникли доходные дома-комплексы, занимавшие целые жилые кварталы и создавшие новый тип роскошного буржуазного многоквартирного жилого дома, отличавшегося комфортом, капитальностью и выраженным пластическим характером решения уличных фасадов. Ярким примером подобной застройки служат доходные дома, возведенные архитекторами Щуко, Лидвалем и другими на Каменоостровском проспекте.

После строительства в 1903 г. Троицкого моста через Неву Каменноостровский проспект стал одной из оживленнейших улиц островного Петербурга, дорогой, связывавшей центр города с зелеными островами — Каменным, Крестовским и Елагиным, излюбленными местами прогулок городского населения. В начале XX в. на этом проспекте были построены комфортабельные многоэтажные дома с дорогими квартирами, магазинами и кинематографами.

В начале проспекта располагался  дом, построенный архит. Ф. И. Лидвалем в стиле модерн (1899-1904). Далее, на пересечении с Большой Ружейной улицей, в 1900 г. была устроена небольшая площадь — один из редких случаев создания площади в стиле модерн (архит. В. В. Шауб). За Большой Монетной улицей, на левой стороне, располагался огромный дом — комплекс с двумя курдонерами, принадлежавший страховому обществу «Россия» (архит. Ю. Ю. Бенуа при участии Л. Н. и А. Н. Бенуа, 1913). На пересечении с Большим Петроградским проспектом на площади (ныне площадь Льва Толстого) архит. А. Е. Белогруд построил в 1913-1915 гг. оригинальный дом с башнями в стиле модерн, определивший облик этого ансамбля.

За рекой Карповкой, по правой стороне, был расположен еще один дом, построенный архит. Ф. И. Лидвалем (1906), а по соседству архит. В. А. Щуко выстроил еще два монументальных жилых дома в неоренессансном стиле (1908-1911). В целом, несмотря на индивидуальность каждой из перечисленных выше построек, Каменноостровский проспект сложился как некая художественная целостность, роль связующего начала которой играли не столько архитектурно-художественные средства, сколько «буржуазный облик» этой улицы — явление, типичное для архитектурных ансамблей начала XX в.