Первый регулярный план Томска

Первый регулярный план ТомскаНа продолжении Бибиковского бульвара на Брест-Литовском шоссе в конце XIX в. архит. И. С. Китнером был построен огромный Политехнический институт (начат в 1898 г.), представлявший собой целый учебный городок, в состав которого помимо главного Инженерного корпуса входили Химический корпус и жилые дома для преподавателей. Протяженное кирпичное здание этого корпуса имело по фасаду трехчастное деление, дополненное башнями, расположенными по внутренним углам курдонера, придававшими ансамблю романтические черты.

С запада и с юга к институту примыкали территории бывших лесных дач и так называемая Кадетская роща, а с севера, за шоссе, предполагались большой Пушкинский сад и ипподром. Таким образом, одно из крупнейших учебных заведений России этого времени располагалось вдали от городского центра, среди открытых зеленых пространств.

[ad#centre]

Планировочная реконструкция городов производилась в зависимости от их состояния и роста. В некоторых случаях планировка города, созданная в предшествующий период и рассчитанная на развитие города, служила основополагающей схемой для его развития и в эпоху капитализма. Удачным примером был Томск.

Первый регулярный план Томска был составлен и утвержден Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы в 1773 г. Согласно этому плану, в городские границы вошли территории по правую и левую стороны притока реки Томи-Ушайки. В центре города, расположенного на стрелке у подножья старой крепости, были построены административные, общественные и торговые здания. Обширность торгового центра объяснялась ведущим положением Томска на Великом Сибирском тракте. Здесь же располагалась резиденция генерал-губернатора, дом которого, а также присутственные места были построены на новой обширной площади, созданной к югу от торгового центра.

В конце 30-х годов XIX в. экономическое значение Томска возросло в связи с разработкой золота в Томской губернии. В этот период город территориально вырос и начал застраиваться многочисленными домами разбогатевших предпринимателей, а также общественными зданиями и благотворительными заведениями. В связи с этим местные архитекторы разработали новый план города, который послужил основой для составления плана архитектором  петербургской   комиссии —

В. И. Гесте, создавшего свой вариант, утвержденный в 1830 г. Согласно новому плану, городская территория возросла более чем в 6 раз. Появились новые торговые площади и ярмарочная территория; определились места промышленных заведений в основном на берегах Томи, выше и ниже города по течению; образовались новые жилые кварталы с разреженной деревянной застройкой, охватившие восточные «малоимущие» районы города. Вдоль городских границ предполагалось создать бульварное кольцо.

Во второй половине XIX в. рост города замедлился в связи с его экономической перестройкой. Кончился период так называемой «золотой лихорадки». Великий Сибирский тракт, на котором лежал Томск, заменила железная дорога, которая прошла значительно южнее города. Одновременно резко возвысилось значение Томска как культурного и административного центра.

На протяжении второй половины XIX в. в Томске быстро растет число высших и средних учебных заведений, и если в 1868 г. их было 7, то в 1896 г.-44 и среди них открывшийся в 1888 г. Томский университет, единственный в те времена университет в Сибири. Здание университета было построено в основном на средства местного купечества, представители которого входили в городскую думу. Дума предоставила для него одно из красивейших мест в городе — березовую рощу, располагавшуюся на возвышенности — излюбленном месте прогулок горожан. Здесь на участке земли 780X400 м по проекту архит. А. К. Бруни и было возведено здание Томского университета. Вскоре по соседству был построен огромный комплекс Технологического института, с возникновением которого в южном районе Томска возник целый «учебный городок». Одновременно на территории города были построены Сибирское коммерческое училище, учительский институт и многочисленные средние учебные заведения, а также ряд духовных училищ во главе с семинарией. Современники называли Томск «Сибирскими Афинами».

К концу XIX в. увеличилось административное значение Томска. Он превратился в центр управления горными заводами Западной Сибири, а после строительства железнодорожной ветки, соединившей Томск с Транссибирской железнодорожной магистралью — в центр управления сибирскими железными дорогами. Все это сильно видоизменило облик города и способствовало увеличению его территории. Отныне главный проспект города протяженностью около 5 км стал одновременно и деловой улицей Томска. Начинаясь в районе университета и Технологического института, он полого спускался в сторону новой городской площади, застроенной общественными зданиями и собором в центре, далее пересекал реку Ушайку, соединяясь со старым торговым центром города и прилегающими к нему жилыми районами. На этом проспекте возникли многочисленные административные и коммерческие здания, почтамт, а также особняки томского купечества. Улиц подобной протяженности не знала Европейская часть России. По мере роста города вытянулись и другие прямолинейные улицы города. Таким образом, регулярная композиция уличной сети, зародившаяся в эпоху классицизма, оказалась вполне пригодной и в эпоху капиталистического развития города.