Период бурной строительной деятельности в 1870-е годы в Москве

Период бурной строительной деятельностиВ 1870-е годы в Москве начался период бурной строительной деятельности. Образно охарактеризовал период строительной горячки в Москве в эпоху развития капитализма известный архитектор Л. В. Даль: «Спекуляция направилась на строительное дело, и Москва получила совершенно другой характер. Все окрестности железнодорожных вокзалов, построенных по окраинам города, обстроились и обстраиваются еще бесконечными рядами деревянных двухэтажных домов», которые «исподволь заполняют все пустыри вне Садовой улицы, опоясывающей Москву…

Второй разряд домов составляют постройки во дворах, надстройки третьих этажей на каменных, двухэтажных домах старой школы в пределах между Садовой и Китай-городом. Наконец, дома внутри Китай-города с его узенькими улицами и переулками обращаются исподволь все в четырех- и пятиэтажные строения, с проходными дворами». К этому следует добавить строительство многочисленных сооружений нового типа: вокзалов, крытых рынков, пассажей, музеев и новых учебных и лечебных заведений.

[ad#centre]

Во второй половине XIX- начале XX в. увеличилось значение Москвы как центра передовой русской науки и культуры. Возросла роль ведущего просветительского учреждения страны — Московского университета, что выразилось в строительстве новых учебных корпусов на Моховой и открытии университетских клиник на Девичьем поле. В городе появились новые высшие учебные заведения: Петровская земледельческая и лесная академия (1866), Высшие женские курсы (1872), Коммерческий институт (1907), Институт путей сообщения (1913) и др. Новым, характерным для эпохи капитализма типом высших учебных заведений стали частные, крупнейшим из которых был Народный университет им. А. Л. Шанявского на Миусской площади. К началу первой мировой войны в Москве существовало 25 мужских и 49 женских гимназий, 14 реальных училищ и свыше 750 общеобразовательных школ.

Усиление внимания к изучению истории своего прошлого, к искусству России и других стран, к новейшим достижениям науки и техники вызвало строительство музеев, среди них — Политехнический, Исторический, Музей изящных искусств, Кустарный музей Московского земства, Зоологический музей при Московском университете, Третьяковская галерея, различные частные галереи и хранилища, больная часть которых располагалась в пределах Бульварного кольца. Новый этап в театральной жизни города выразился в создании Московского Художественного театра, театра Корша, театра «Парадиз», серии народных театров, В1866 г. по инициативе Н. Г. Рубинштейна была основана Московская консерватория, здание для которой было построено 30 лет спустя, на Большой Никитской. С начала XX в. в городе появились первые здания кинематографов.

Москва долгое время оставалась классическим городом контрастов, поражавших соседством огромных по тому времени четырех-, пяти- и шестиэтажных зданий, которые, по словам современников, росли «как грибы», с патриархальными, уездного типа домишками; фешенебельных европейских улиц центра и тихих переулков. В конце XIX в. в Москве одно- и двухэтажные дома составляли все еще свыше 90%, более 50% зданий были деревянными.

К началу XX в. жилищная нужда в Москве резко обострилась, что послужило причиной дальнейшему «штучному» строительству доходных домов, увеличивавших плотность застройки московских улиц и переулков при сохранении исторически сложившейся ширины и направленности. К этому следует добавить беспорядочное размещение торговых и промышленных предприятий и устройств железнодорожного транспорта на городских окраинах, требовавших новых коммуникаций. Планировочная структура Москвы с ее извилистыми улицами, изрезанностью кварталов, множеством переулков и тупиков не была приспособлена для удовлетворения этих все возраставших потребностей.

Реконструктивные мероприятия в городе были очень незначительны, что объяснялось как наличием частной собственности на землю, так и отсутствием средств, необходимых для пробивки и благоустройства новых улиц. Московская городская  дума ограничилась устройством Ново-Рязанской улицы и Рязанского проезда в малозастроенной части города, спрямлением некоторых улиц и площадей.