Перевоплощение Миусской площади

Миусская площадьВ 1886 г. Городская дума решила превратить старую Лесную Миусскую площадь в главную площадь этого обширного периферийного района Москвы. В середине XIX в. Миусская площадь представляла собой прямоугольное пространство с небольшим прудом посредине. К площади выходили 1-я и 3-я Миусские улицы.

Территории, окружавшие площадь, застроены были лишь частично, поскольку здесь располагались сады и огороды ямщиков. Часть территории была загромождена мелкими пищевыми предприятиями. При разработке плана Миусской площади было предусмотрено соединение ее с окружающими улицами и переулками. На южной стороне площади, на 3-й Миусской улице, было построено монументальное здание Городского народного университета им. А. Л. Шанявского (ныне АОН при ЦК КПСС).

[ad#centre]

На 1-й Миусской улице, выходившей на площадь, возвели здание промышленного училища и Шелапутинского ремесленного училища (ныне Московский химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева), а на 2-й Миусской улице — огромное здание — Миусский училищный дом, в котором размещалось несколько городских народных училищ. На северной стороне площади был построен Археологический институт, а между 2-й Миусской и Лесной улицами — Трамвайный Миусский парк (ныне Троллейбусный парк им. П. М. Щепетильникова), электростанция и родильный дом. Все эти здания были в конце XIX- начале XX в. построены в разных стилях, в результате чего застройка площади носила эклектический характер. Будучи единственной крупной площадью этого промышленного района Москвы, Миусская площадь как бы перекликалась с Введенской площадью на северо-востоке.

К югу от Пресни, на противоположной стороне Москвы-реки, располагался еще один промышленный район — Дорогомилово, промышленные предприятия которого были менее значительны и располагались главным образом по берегу реки. Застройка его также была деревянной. В этот район внедрилась тупиковая станция Брянской железной дороги, первоначальное здание которой было тоже деревянным. В 1913 г. началось строительство нового здания Брянского (ныне Киевского) вокзала, осуществлявшееся по проекту архит. И. И. Рерберга. Транспортные потоки, возникшие от нового вокзала к центру города, вынудили перестроить старый Дорогомиловский мост, и в 1912 г. по проекту Р. И. Клейна был построен новый мост, названный Бородинским в честь столетия Отечественной войны 1812 г. Монументальные здания вокзала и моста создали предпосылки формирования здесь в будущем ансамбля привокзальной площади.

Шелковая промышленность избрала своим средоточием юго-запад московских окраин — Хамовники. В этой старинной ремесленной слободе возникают крупные предприятия, например фабрика Жиро, где работали 4,5 тыс. чел. (ныне «Красная Роза»), отделенная от Хамовнического пивоваренного завода узким переулком. С противоположной стороны излучины Москвы-реки вдоль Саввинской набережной возникли крупные промышленные предприятия — Гюбнера (ныне шелковый комбинат им. Свердлова) и фабрика московского товарищества кружевной мануфактуры. Вокруг этих предприятий возникали неблагоустроенные рабочие кварталы с деревянной застройкой, создававшие резкий контраст с природными и историческими достопримечательностями этой местности (Новодевичий  монастырь  и  зеленые поля Лужников). Организующей осью этого района стали Большая Царицынская (ныне Большая Пироговская) улица и треугольное пространство Девичьего поля, где на специально отведенной городом территории были построены университетские клиники, здания архивов и школ, а также Высшие женские курсы Герье и городское народное училище.

За Серпуховской заставой в 1867- 1884 гг. были построены кирпичные здания бумагопрядильной и ткацкой фабрики «Даниловская мануфактура», которая, по словам современников, представляла собой «целый городок» с 4 тыс. жителей. Вдоль старых дорог и улиц южного направления (Серпуховской, Калужской и др.) возникло много промышленных предприятий — механических, в том числе завод «Бромлей» (ныне «Красный пролетарий»), электротехнических (в том числе завод Михельсона, ныне имени Владимира Ильича), бумажных (в том числе фабрика «Циндель», ныне 1-я Ситценабивная) и др.

Особенно активно осваивались юго-восточные районы Москвы вдоль реки и линий железных дорог (Курской, Казанской и Нижегородской). Здесь возникли крупные машиностроительные и металлургические предприятия, такие как электромеханический завод «Динамо» в Симоновой слободе; котельный и литейный заводы Дангауэра и Кайзера (ныне завод «Компрессор») на Нижегородском шоссе; металлургический завод Гужона (ныне «Серп и Молот») на Владимирском шоссе у Рогожской заставы, на котором работали 2700 чел.; завод Гаккенталя (ныне «Манометр») в Сыромятниках и др. Тем самым были заложены традиции дальнейшего развития этого промышленного района в послереволюционный период.