Падение крепостного права

Падение крепостного права Падение крепостного права было крупным рубежом в истории России. Оно положило начало развитию новой социально-экономической формации — капиталистической. С этого момента экономическая структура страны претерпевает коренное изменение. Патриархально-крепостническая Русь постепенно отходит в прошлое, нарождается   новая   буржуазная    Россия.

К концу 1870-х годов в России завершается промышленный переворот, основным социальным достижением которого является формирование промышленного пролетариата. В промышленности в это время ведущую роль играют текстильная и пищевая отрасли, заметно растет и тяжелая индустрия. Начинают формироваться основные районы крупной промышленности, среди них Центральный район, где традиционно развивалась обрабатывающая, преимущественно текстильная промышленность. К главному металлургическому району страны — Уралу, экономика которого, основанная на труде крепостных, переживала застой, добавились новые промышленные районы. Так, на юге образовался угольно-металлургический район (будущий Донецко-Криворожский), вскоре обогнавший по количеству продукции старый Урал. Заметно выросла промышленность Петербурга, ставшего крупнейшим центром русского машиностроения. Образовался новый промышленный   район   в   Прибалтике,   где значительное развитие получили машиностроение и текстильная промышленность, особенно в Риге. Стремительно развивался нефтяной район в Баку.

[ad#centre]

В 1893 г. начался период наиболее сильного и длительного в истории капиталистической России промышленного подъема, продолжавшегося до конца столетия. Этот подъем охватил все отрасли промышленности и особенно тяжелой индустрии, развивавшейся на основе южной угольно-металлургической базы страны.

Невиданными в мире темпами шло строительство железных дорог. Основным железнодорожным узлом России стала Москва. Открытая для движения в 1862 г. линия Москва — Нижний Новгород связала Москву с Нижегородской ярмаркой и Волгой, железные дороги соединили Москву с хлебородными черноземными губерниями (линии на Воронеж, Курск — Харьков с ветвью от Курска на Киев), с лесными районами (Москва Ярославль Вологда). Они способствовали распространению промышленных товаров Центрального района по всему обширному пространству европейской части России. Началось соединение черноземной полосы с портами Балтийского моря (дороги Царицын — Орел — Рига, Ромны — Либава). Юг России был связан в те же годы линиями с Черным и Азовским морями и прежде всего с главным портом на Черном море — Одессой. Линии Харьков — Николаев, Харьков — Таганрог, Харьков — Севастополь, Воронеж — Ростов дали выход к морю остальной части юга  России.  Ивановский текстильный район был соединен с Москвой и Волгой. Линия Екатеринбург — Пермь соединила центр Урала с Камой, а Екатеринбург — Челябинск — с Южным Уралом.

Самым большим железнодорожным сооружением 1890-х годов была Сибирская железная дорога, строительство которой началось в 1891 г. одновременно с запада, от Челябинска, и с востока, от Владивостока. На месте пересечения железной дорогой реки Оби возник город Новониколаевск (ныне Новосибирск), сделавшийся впоследствии экономическим центром всей Западной. Сибири. На Дальнем Востоке железная дорога была проведена между Владивостоком и Хабаровском. Сибирская дорога имела огромное значение для развития сибирских городов и породила много новых населенных пунктов. Железнодорожное строительство 1890-х годов включило также Среднюю Азию и Закавказье в систему капиталистического хозяйства России. Одновременно развивалось речное и морское пароходство. Всего на железных дорогах располагалось 272 города, а у пристаней — 143.

Продукция крупной промышленной России за время подъема 1890-х годов почти удвоилась. В эти годы она росла быстрее, чем в Германии и США, отличавшихся тогда бурными темпами промышленного развития. По размерам выплавки чугуна Россия к 1900 г. заняла четвертое место в мире. Добыча нефти по сравнению с 1880 г. возросла в 14. раз.

Росло число фабрик. В 1866 г. в европейской части России насчитывалось 26 фабрик с числом рабочих от 1 до 5 тыс., а в 1890 г. их было уже 59. В конце XIX в. появились и крупные группы текстильных предприятий Морозовых в Твери, Богородске и Орехово-Зуеве, Коншиных в Серпухове, Прохоровых в Москве и др. Появились большие машиностроительные заводы в Коломне, Брянске и Сормове.

Быстро развивалась торговля, в связи с чем увеличивалось значение крупных торговых центров, сделавшихся одновременно и железнодорожными узлами, прежде всего Москвы, а также Нижнего Новгорода, Харькова и Вильны. Необходимым условием для развития капитализма в стране явилось создание кредитной системы. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, а в 1870-х годах стали возникать многочисленные акционерные коммерческие банки. Увеличивался размах оптовых операций в Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Саратове.

Завершившееся к 1895 г. вхождение в состав России народов Средней Азии, несмотря на военно-феодальную политику царизма, имело и важные положительные последствия для населения Казахстана и Средней Азии, экономика которых, став частью народного хозяйства России, тем самым все более втягивалась в орбиту мирового рынка.

В 1860 г., по данным Центрального статистического комитета, в России проживало около 74 млн. чел., а в 1900 г.- 133 млн., т. е. за 40 лет население увеличилось на 80 %.