Образование в России большевистской партии под руководством В. И. Ленина

Образование в России большевистской партии Социально-экономическое и правовое положение рабочих было тяжелым. Нарушая фабрично-заводское законодательство1897 г., фабриканты часто заставляли рабочих работать свыше 10 ч в день. Средняя заработная плата, хотя и несколько повысилась в начале XX в., оставалась значительно ниже, чем в западно-европейских государствах (за исключением отдельных относительно высокооплачиваемых рабочих-металлистов    Петербурга).

Крайне неприглядными продолжали оставаться жилищно-бытовые условия рабочих. Они жили в неблагоустроенных домах, нередко в подвалах и бараках, не удовлетворявших самым элементарным требованиям санитарии и гигиены. Казармы для холостяков и дома для семейных рабочих были, как правило, перенаселены. Для окраин многих российских городов были характерны скученные, прокопченные дымом рабочие районы с угрюмыми, обычно краснокирпичными казармами-общежитиями, с бесконечными грязными улочками деревянных трехоконных домишек. На юге России и в Баку до половины рабочих ютились в грязных, темных и холодных землянках. Разрыв между возросшими материальными и духовными потребностями рабочего класса и низким жизненным уровнем был разителен.

[ad#centre]

В начале XX в. обострились классовые противоречия в городах. Борьба рабочих принимала все более активный характер, направляясь против существующего политического строя.

Поворотным пунктом в истории российского и международного рабочего движения стало образование в России большевистской партии под руководством В. И. Ленина — марксистской пролетарской партии нового типа, первая программа которой была принята на II съезде РСДРП в1903 г.

Крупные города России стали ареной классовых боев. В 1905-1907 гт. в России произошла буржуазно-демократическая революция — первая народная революция эпохи империализма. Она началась в Петербурге, где особую активность проявили рабочие Путиловского, Обуховского, Семянниковского и других заводов. На Васильевском острове, на Шлиссельбургском тракте, у Нарвской заставы, на Троицком мосту, у Алексадровского сада, на Невском выстроились баррикады, около которых шли настоящие сражения рабочих с войсками. В Москве забастовало 60 тыс. чел.- более 40% всех фабрично-заводских рабочих города. В Риге происходили первые вспышки уличных боев. В мае началась 70-тысячная рабочая стачка в Иваново-Вознесенске. Облик этого города отражал резкие социальные контрасты. «Классовая рознь бьет здесь в глаза так, как нигде,- вспоминал активный участник революции Н. И. Подвойский,- роскошь и тут же буквально рядом нищета; на главной улице дворцы капиталистов, асфальт, освещение, быстро мчащиеся рысаки, богатые магазины, а завернув за угол,- лачуги, жалкие лавочки — лавчонки, грязь, редкие керосиновые фонаришки, плохо одетые, изможденные лица». Именно в Иваново-Вознесенске возник первый в России общегородской Совет рабочих депутатов.

Вершиной революции 1905-1907 гг. стало вооруженное восстание в Москве в декабре1905 г. Очагами восстания были рабочие окраины города — Пресня,   Рогожско-Симоновский и Бутырский районы, Хамовники, Замоскворечье и район Московско-Казанской железной дороги. В этих районах, отгороженных от центра линиями баррикад, проходивших как по кольцам города (Бульварному и Садовому), так и по крупнейшим радиальным улицам (Тверская, Арбат, Никитская и др.), рабочие дружины захватывали власть в свои руки. Героический почин Москвы был подхвачен пролетариатом других городов: в декабре 1905 — январе1906 г. вооруженные восстания вспыхнули в Сормове — крупном промышленном районе Нижнего Новгорода, Ростове-на-Дону, Новороссийске, Красноярске, во Владивостоке, в промышленных центрах Украины и др.

Революционные события1905 г. вынудили царское правительство предпринять некоторые меры по частичному благоустройству городов, однако городское благоустройство отставало по темпам от роста городов. Так, лишь в 19% всех городов европейской части России имелись водопроводы, но там, где они имелись, ими по большей части обслуживалась не вся городская территория. Канализация была построена только у 3,5% городов.

Однако в крупнейших городах России наблюдались и значительные нововведения. Так, электричество стало прочно входить в быт, вытесняя газовое и керосиновое освещение. Были построены первые электростанции. Сравнительно развитая в городах России «конка» стала вытесняться электрическими городскими железными дорогами (трамваями). На городских улицах появились автомобили. К1915 г. автомобильный парк Москвы составил 3000 машин. Стала развиваться авиация, появились первые аэропланы, что требовало строительства летных полей (аэродромов) на периферии столичных центров и т. д.

В печати и на различных творческих собраниях, в том числе в журнале «Зодчий», неоднократно ставились  вопросы   о  пересмотре   строительных уставов, не соответствовавших новым требованиям жизни. В докладной записке, поданной Постоянным комитетом всероссийских съездов зодчих министру внутренних дел в1913 г., говорилось о необходимости пересмотра строительного законодательства и подчеркивалось, что расширение городов, вызываемое приростом населения, возникновение у железнодорожных станций целого ряда новых селений и быстрое превращение их в многочисленные поселки ничем не регулируются и что необходимо скорейшее издание строительного устава, отвечающего всем требованиям безопасности, санитарии и благоустройства населенных мест. Для пересмотров строительных уставов создавались различные комиссии. В1911 г. технико-строительный комитет Министерства внутренних дел поручил инж. Г. В. Барановскому составление нового строительного устава, но до революции, эта работа так и не была доведена до конца.