Мероприятия по реконструкции и благоустройству Петербурга

Мероприятия по реконструкции Большие градостроительные работы развернулись в конце 1880-х годов на Выборгской стороне, где на обширной городской территории был возведен целый лечебный городок, состоявший из 11 клиник, шести институтов, аудиторий и хозяйственных зданий (архит. М. А. Быковский).

Само собой разумеется, что мероприятия по благоустройству городских территорий не касались окраин, а разворачивались лишь в центральных районах города, границы которых к этому времени отодвинулись к югу, за пределы Загородного проспекта и Обводного канала, туда, где находились Царскосельский, Балтийский и Варшавский вокзалы. Набережные Фонтанки, таким образом, превратились во внутреннюю полукольцевую магистраль и стали застраиваться многоэтажными доходными домами.

[ad#centre]

Несмотря на все эти достижения XIX в., Петербургская Городская дума в начале XX в. не справлялась с возраставшими кризисными проблемами. Ее административные и финансовые возможности были ограниченны.

Мероприятия по реконструкции и благоустройству города велись от случая к случаю.

Так, прокладка системы городской подземной канализации активизировалась лишь после очередной эпидемии холеры в городе (1908), тогда как система открытых каналов продолжала находиться в антисанитарном состоянии. Утвержденное правительством решение выноса на окраины города больниц и казарм не реализовалось. Медлили с дальнейшей реконструкцией порта и железнодорожного узла.

Слабые попытки борьбы с жилищной нуждой не имели успеха. Перспективный план развития города отсутствовал, а застройка велась стихийно.

В 1910 г. передовые архитекторы Петербурга во главе с проф. Л. Н. Бенуа на специальном собрании Академии художеств поставили вопрос о необходимости составления нового плана Петербурга, основанного на сохранении и дальнейшем развитии ценных архитектурно-планировочных традиций XVIII- начала XIX в. Однако Дума ответила, что предложение Академии художеств несвоевременно, так как оно может «стеснить частную инициативу в деле развития столицы… (выделено авт.)». Это было открытое признание зависимости городского управления от строительной стихии и земельных спекуляций. Результатом этих переговоров стала книга «Задачи преобразования С. -Петербурга», написанная инж. Ф. Е. Енакиевым (1912), в которой он опубликовал свой проект реконструкции центра города, а также планировки и застройки свободных территорий на Выборгской стороне. В этом проекте принимали участие Л. Н. Бенуа и М. М. Перетяткович.

Книга Енакиева по существу послужила своеобразной программой реконструкции столичного города, в основу которой были положены следующие принципы. Особое внимание Енакиев уделял жилищам, которые, по его мнению, должны располагаться удобно с транспортной точки зрения и быть оснащенными всеми видами благоустройства и обслуживания, включая места отдыха, парки и спортивные площадки. Енакиев выделял жилища для рабочих в особую категорию и считал, что оптимальным вариантом было проживание промышленных рабочих в городах-садах, расположенных поблизости от предприятий, однако допускал и строительство так называемых дешевых квартир для рабочих семей, снискавших себе столь дурную славу. Он считал, что промышленные предприятия должны располагаться только на периферии города и ни в коем случае не в центральных районах. Особое внимание Енакиев уделял вокзалам, которые, по его мнению, следовало размещать ближе к центру и прокладывать к ним широкие проспекты с трамвайным движением и эстакады с наземным метрополитеном. Енакиев считал неизбежным пробивку новых магистралей и площадей в историческом центре, но на месте снесенных зданий, по его мнению, могли строиться только общественные сооружения, а также монументы, увековечивающие события отечественной и местной истории и тем самым воспитывающие городских жителей в духе любви к своему городу. Нет необходимости говорить о том, что такая программа переустройства Петербурга была нереальна. Это понимал и сам Енакиев и сосредоточивался на реконструкции фрагментов города.

Его предложения касались как застроенных, так и незастроенных территорий. Задавшись целью перепланировать Выборгскую сторону, Енакиев предлагал начать с реконструкции подъездов к ней. В связи с этим он предлагал дублировать Каменно-островский проспект новой магистралью, соединив ее с Аптекарским проспектом, пересекавшим Малую Невку и продолжавшимся в виде двух улиц на Выборгской стороне, между которыми проектировался огромный олимпийский стадион, рассчитанный на 50 тыс. зрителей. Зеленые массивы Удельного и Лесного парка сообщали этой территории спортивно-оздоровительный характер.

Вторая идея Енакиева заключалась в объединении конечных станций Балтийского и Варшавского вокзалов в один вокзал Северо-Западных железных дорог и перенесении его ближе к центру на Троицкую площадь, откуда начиналась новая прямая магистраль, проходившая по засыпанному Крюкову каналу и оканчивавшаяся у Николаевского моста (ныне мост Лейтенанта Шмидта).

Третья идея касалась перепланировки территории, заключенной между Невским проспектом и Невой с Михайловской площадью (ныне площадь Искусств) в центре, на которой проектировалось новое здание Городской думы. Новый проспект должен был соединить эту площадь с Дворцовой, а русло Екатерининского канала предполагалось заключить в трубу. Одна из лучевых аллей Марсова поля должна была соединить эту улицу с Троицким мостом, а другая — с Садовой улицей. Предполагалась также реконструкция района Новой Голландии и устья реки Мойки.