Интенсивное видоизменение Москвы

Интенсивное видоизменение МосквыТретий, последний отрезок Тверской, считавшийся особой улицей Тверской-Ямской, был вдвое шире (около 35 м), но вплоть до 1900-х годов Тверская-Ямская отличалась малоэтажной застройкой, придававшей ей сугубо провинциальный вид. После постройки в 1870 г. Смоленского (ныне Белорусского) вокзала (перестроенного в 1912 г. архит. Н. Д. Струковым в стиле модерн), характер застройки улицы начал меняться. На ней появились многочисленные гостиницы, меблированные комнаты и трактиры, а с 1900 г. стали появляться и высокие доходные дома.

Сильно видоизменились и остальные радиальные улицы Москвы, в особенности на отрезке от центра до Бульварного кольца: Дмитровка, Петровка, Неглинная, Рождественка, Сретенка и Мясницкая, которые вместе с пересекающими их улицами и переулками представляли собой яркий пример вторжения многоэтажной капиталистической застройки в исторически сложившуюся объемно-пространственную структуру этого района.

[ad#centre]

Стремительно меняла облик Большая Дмитровка (ныне Пушкинская улица): «…дворцы стали переходить в руки купечества, и на грани настоящего и прошлого веков исчезли с фронтонов дворянские гербы, появились на стенах вывески новых домовладельцев: Солодовниковы, Голофтеевы, Цыплаковы, Шелапутины, Хлудовы, Обидины, Ляпины…»,-писал В. А. Гиляровский. Так, например, дом № 17, находившийся во владении графов Салтыковых, перешел в 1914 г. к товариществу «А. Бахрушин и сыновья», которое уничтожило сад и построило на его месте несколько доходных многоэтажных домов с квартирами.

За Камергерским переулком (ныне проездом Художественного театра), по левой стороне Дмитровки, архитекторами Эрихсоном и Величко было построено несколько многоэтажных доходных домов с магазинами в нижних этажах. Аналогичные здания возникали и на правой стороне улицы, среди которых выделялось построенное архитектором К. В. Терским здание для частной Русской оперы С. И. Мамонтова (ныне Московский театр оперетты), а также дом, построенный для частного ломбарда по проекту академика архитектуры А. В. Иванова-Шиц в 1905 г. Продолжавшая за Бульварным , кольцом Большую Дмитровку Малая Дмитровка (ныне ул. Чехова) также застраивалась купеческими домами в основном вдоль левой ее стороны. Справа же в начале улицы в 1907- 1909 гг. архит. А. В. Ивановым-Шиц было построено здание  Купеческого клуба (ныне здесь театр им. Ленинского комсомола), закрепившего за Большой и Малой Дмитровкой значение купеческой магистрали.

Улицы Петровка и Неглинная вместе с пересекающими их Кузнецким мостом, Столешниковым переулком и сквозными пассажами представляли собой целостный торговый район Москвы. Этот район, переполненный модной торговлей иностранцев, по словам Боборыкина, представлял собой «как бы московский Париж с прибавкой Вены, Берлина, Варшавы». В период «строительной горячки», в 1874 г., группой капиталистов «Товарищество Петровских линий» были построены два огромных здания с претенциозными фасадами (архитекторы К. Шестаков и Б. Фрейденберг). Нижние этажи этих домов сдавались под магазины, верхние — под квартиры и частично под гостиницу. Между зданиями был проложен проезд, превратившийся потом в городской переулок. В одном из этих домов открылась гостиница с рестораном (ныне ресторан «Будапешт»).

В начале XX в. между Петровкой и Неглинной был построен Петровский пассаж (архит. С. М. Калугин), представляющий собой две торговые линии, перекрытые   остекленными   сводами.

Пассажи возникли также и на Неглинной улице между Малым театром и Кузнецким мостом, где купцы Голофтеев и Солодовников выстроили пассажи, получившие их имена. На участке, выходившем на Театральный проезд и на Неглинную, купцом-миллионером Хлудовым был построен дом, во дворе которого были открыты бани (ныне Центральные). Воды Неглинки, заключенные в трубу, привлекли и других предпринимателей — Сандуновых, которые в 1895 г. по проекту архитектора Б.  Ф. Фрейденберга построили роскошное здание Сандуновских бань, сочетавших в себе банное помещение с гостиницей и торговыми предприятиями. Здесь же, на правой стороне Неглинной, в 1890- 1894 гг. было построено по проекту архит. К. М. Быковского здание Государственного банка в стиле позднего Возрождения.

На Кузнецком мосту во второй половине XIX — начале XX в. было построено несколько новых торговых зданий, среди которых выделялось торговое помещение владельца чугунолитейных и механических заводов — Сан-Галли, представлявшее собой салон, в котором выставлялись машины и другое оборудование (на месте нынешнего Художественного салона); пассаж чаеторговцев Поповых, на противоположной стороне Кузнецкого моста, простиравшийся до Пушечной улицы, и .др. Новым явлением для этой улицы было строительство зданий банков: банк «Лионский кредит», помещавшийся в доме Третьяковых и построенный А. С. Каминским в «русском стиле» и расположенный на противоположной стороне Рождественки Международный торговый . банк, построенный в 1898 г. архит. С. С. Эйбушитцем,- эклектическое здание с классическими элементами декора. В 1913 г. на четной стороне Кузнецкого моста было построено Эрихсоном и бр. Весниными деловое здание с крупным ордером во всю его высоту.