Демократические устремления русской интеллигенции 1870 — 1880-х годов

Демократические устремления русской интеллигенции Наиболее консервативное направление в русской архитектуре этого времени отразилось в церковном зодчестве. Связанное с внешне- и внутриполитической деятельностью русского правительства и православной церкви, это направление получило название «византийского стиля». Именно в этот период во многих крупных городах России — Петербурге, Риге, Тифлисе, Херсоне, Томске — возникли массивные статические объемы городских соборов, построенных в этом стиле. Эти соборы, сходные по своему архитектурному облику, должны были решать силуэты городов, весьма различных по своему природному, историческому и национальному колориту. Пришедший на смену «византийскому стилю» так называемый «русский стиль» коснулся не только церковных, но и общественных зданий.

Интерес к национальной самобытности русского зодчества был неразрывно связан с ростом национального самосознания в России и отражал демократические устремления русской интеллигенции 1870 — 1880-х годов, проявившиеся во всех областях русской культуры.

[ad#centre]

Одним из крупнейших представителей этого направления был архит. Л. В. Даль. Он одним из первых применил «русский стиль» на практике. В 1867 г. по его проекту начал строиться монументальный собор Александра Невского на Нижегородской ярмарке, законченный в 1883 г. Собор занял ведущее положение на стрелке Оки и Волги. Его облик ассоциировался с шатровыми русскими храмами XVII в. Вслед за собором в 1890 г. на Нижегородской ярмарке было построено огромное здание главного ярмарочного дома (архитекторы А. И. фон Гоген, Г. А. Трамбицкий и К. В. Трейман), также решенное в русском стиле. В этом сооружении, возведенном на средства нижегородского купечества, располагались: торговый пассаж (43X X 160 м), административные и общественные учреждения, конторы и почта, а также ресторан и квартира губернатора. Здание было построено на месте трех административных корпусов, возведенных в свое время Монферраном.

Весьма примечательно, что здание главного дома проектировалось почти одновременно со зданием Московской городской думы, что отразилось на сомасштабности этих сооружений и подобии их композиционно-стилистического решения. Все это говорит о том, что при строительстве главного дома архитекторы второй половины XIX в. ориентировались на Москву, тогда как архитекторы начала XIX в. старались придать ярмарочному центру столичный масштаб и построили его в стиле петербургского классицизма. Такая переориентация была весьма знаменательной для данной эпохи. В совокупности новые здания сформировали речной фасад Нижнего Новгорода — крупнейшего торгового центра России.

Особое распространение «русский стиль» получил в Москве, насыщенной памятниками архитектуры XVII в., служившими образцами для архитекторов, работавших в этом стиле. В целом же стилистические искания касались главным образом архитектуры столичных центров и крупных торгово-промышленных городов, что же касается провинциальных городов Росийской империи, то их застройка второй половины XIX в. представляла собой более пеструю картину слепых подражаний столице, а иногда просто выходила за рамки художественности.

Во второй половине XIX в. начало развиваться коммунальное хозяйство городов. Многие центральные улицы были замощены булыжником, а тротуары покрыты каменными плитами. Однако в большинстве городов тротуары продолжали оставаться деревянными. В связи с уплотнением застройки возникла проблема городского озеленения. Так, например, специальным «Положением об упорядочении города Киева» предусматривалось развитие зеленых насаждений как важного элемента благоустройства города. Был расчищен старый регулярный парк вокруг Мариинского, или Царского, дворца.

В 1912 г. плато, на котором раскинулся этот парк, было разрезано земляной выемкой для устройства аллеи, соединившей Крещатик со склонами Днепра, а над аллеей был перекинут металлический мост. В Риге на месте уничтоженных городских укреплений были устроены бульвары с системой прудов. Большие работы по озеленению были проведены в центре Петербурга.

Значительно улучшилось и освещение городских улиц. В 1860-е годы в столице и ряде крупных городов (Риге, Ревеле, Вильно, Одессе, Твери, Таганроге) стало распространяться керосиновое освещение. В 1870-е годы в этих городах, а также в Киеве, Харькове, Казани, Ростове-на-Дону, городах Прибалтики стало вводиться газовое освещение, и керосиновые фонари стали оттесняться на окраины. В самом конце 1870-х годов на улицах Петербурга появилось электричество. В начале 1880-х годов электрические фонари зажглись на улицах Москвы, в начале 1890-х годов — на улицах Киева.

До 1861 г. водопровод существовал только в Москве, Саратове, Вильно, маленьком уездном городке Торжке и в Ставрополе, где в 1871 г. водопровод снабжал жителей родниковой водой до 20 тыс. ведер в сутки. В 1860-х годах водопровод был построен в Петербурге и семи губернских городах (Риге, Ярославле, Твери, Владимире, Костроме, Воронеже и Ревеле), а также в крупном портовом городе Ростове-на-Дону. В 1870-х годах водопроводы возникли еще в 10 городах. В 1880-х годах водопроводы были построены в 13 городах, в том числе в Тифлисе, в 1890-х — еще в 17 городах, в том числе в Туле, Нижнем Новгороде, Кишиневе, Екатеринодаре и др. Однако в подавляющем большинстве городов Российской империи водопроводов в то время не было.

Рекомендуем также посетить сайт наших партнеров http://clasicizm.com — Классицизм в искусстве.