Буржуазный центр города в Москве

Буржуазный центр Если в Москве буржуазный центр города был компактным и сложился в Китай-городе и лишь по мере переполнения его деловые здания стали строиться вдоль радиальных улиц (например, Мясницкой), то в Петербурге городское ядро по-прежнему составлял монументально построенный в предшествующую эпоху всеимперский административный центр, раскинувшийся на берегах Невы прекрасными монументальными зданиями, разделявшимися огромными пространствами площадей.

Этот центр продолжал функционировать и во второй половине XIX и в начале XX в., не допуская внедрения специфических для эпохи капитализма зданий и учреждений. Исключение составляли лишь три крупных доходных дома, возведенных на Адмиралтейской набережной в 1874 г., закрывших фасад Адмиралтейства со стороны Невы, а также гостиница «Астория» (архит. Ф. И. Лидваль), внедрившаяся в 1912 г. в ансамбль Исаакиевской площади, созданной такими мастерами позднего классицизма, как Монферран, Штакеншнейдер, а также скульптор   Клодт   (монумент  Николаю  I).

[ad#centre]

Таким образом, вместилищем для новых деловых зданий стали не центральные площади, а полукольцевые улицы, непосредственно окружавшие их в пределах Мойки, а также радиальные улицы (и прежде всего Невский проспект), которые в совокупности с другими ведущими проспектами Петербурга взяли на себя функцию столичного делового сити.

В целом жилая и деловая застройка Петербурга велась произвольно, что привело к крайнему переуплотнению центральных районов города. Городское управление было не в состоянии противодействовать   этому   процессу.

Еще в 1870 г. были разработаны общий план регулирования всего города и детальные планы его 13 частей. Для окончательного рассмотрения их при Технико-строительном комитете была утверждена специальная комиссия, и 7 марта 1880 г. план, заменивший собой все предыдущие проекты, был утвержден. План этот не предусматривал кардинальных улучшений существующей планировки, санитарных и жилых условий. В нем намечались лишь мелкие мероприятия вроде выравнивания проездов, уточнения красных линий и т. п. Однако изменения эти касались такого большого числа улиц и требовали таких расходов на отчуждение земли и снос части строений, что осуществление их в полном объеме оказалось нереальным. Перечислим наиболее значительные из них.

Еще в 1870-е годы были построены Адмиралтейская набережная с бульваром и Мытнинская набережная, а также проложена Пушкинская улица с бульваром посередине и памятником Пушкину. Параллельно ей в 1890-е годы на месте Литовского канала была устроена Лиговская улица. Тогда же от Обводного канала возле Балтийского вокзала начали прокладывать в юго-западном направлении Лейхтенбергскую и Везенбергскую улицы, а Сенную площадь соединили с Обводным каналом улицей Горсткина.

В соответствии с планом 1880 г. была проведена планировка свободной территории у Смоленского поля на Васильевском острове, которая послужила основанием для продления 20- 25 линий; уничтожен огромный пустырь на Большом проспекте, а также уточнена планировка застройки Лесного проспекта.

В начале XX в. Городская дума поставила на обсуждение ряд важных вопросов городской планировки, не предусмотренных планом 1880 г. Так, в 1901 г. был поднят вопрос о создании крупной дуговой магистрали, которая обеспечила бы связь Невского проспекта с Забалканским проспектом через Николаевскую улицу (теперь улица Марата) и Клинской проспект. Но задача так и не была разрешена в связи со сложным пересечением проектируемой магистрали с подъездными путями Царскосельского вокзала.

В 1906 г. встал вопрос о расширении Невского проспекта у Мойки в связи с тем, что Большая Морская улица превратилась в одну из оживленных артерий города и при пересечении ее с Невским проспектом создавались транспортные затруднения. Однако необходимая реконструкция требовала больших денежных затрат и потому была отклонена.

Большим событием для Петербурга было возведение двух новых мостов через Неву: Троицкого (ныне Кировского), открытого для движения в 1903 г. (инж. Л. А. Белелюбский, архитекторы Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцев), и Охтинского, построенного инж. Г. Г. Кривошеиным и архит. В. П. Апышковым в 1911 г.  Вместе с возведенными ранее Дворцовым, Николаевским и Литейным мостами они связали в единое планировочное целое прежде разобщенные районы Петербурга.

При участии Городской думы были продолжены работы по озеленению города. Еще в 1860-е-начале 1870-х годов с южной и западной стороны Адмиралтейства были разбиты парки общей площадью около 17 тыс. квадратных саженей. Отдельные скверы появились на Исаакиевской площади, возле Казанского собора, перед Александрийским театром и около Академии художеств (Румянцевский сад). К концу XIX в. в городе появились новые скверы: на Никольской площади (вокруг собора Николы Морского), на Калинкинской площади, у впадения Екатерининского канала в Фонтанку, перед Царскосельским вокзалом (Введенский сквер), на площади Чернышева, на Манежной площади и многие другие.

По распоряжению Городской думы были приведены в порядок торговые площади   и  рынки.  Так,  на  Сенной площади был построен большой крытый рынок (1885 г., архит. И. С. Китнер и инж. О. Е. Крель), состоявший из четырех больших павильонов, перекрытых металлическими конструкциями.

По распоряжению городского управления были построены начальные городские училища (к 1882 г. их насчитывалось свыше 100).