Архитектурный ансамбль Театральной площади во второй половине XIX- начале XX в.

Архитектурный ансамбль Театральной площадиВо второй половине XIX- начале XX в. претерпел значительные изменения архитектурный ансамбль Театральной площади, построенной в 1820-е годы по проекту архит. О. И. Бове. Северная сторона площади, окаймленная с востока зданием Малого театра, еще сохраняла стилистические черты ансамбля Бове. Однако перестройка и приспособление под театр здания напротив Малого театра в 1880-1890 гг. привели к изменению его фасада.

В южной половине площади, с западной стороны, в 1900 г. была построена многоэтажная гостиница «Континенталь», фасад которой был решен в классическом стиле, напротив нее в 1898-1907 гг., используя наружные стены дома Челышева с аркадами, был возведен огромный объем гостиницы «Метрополь», одного из основных произведений архитектуры стиля модерн в Москве. Композиция здания основывалась на симметричном построении каждого из двух фасадов: по Театральному проезду и со стороны Театральной площади.

[ad#centre]

Фасад по Театральному проезду имел два боковых ризалита, усиливающих значение более разработанной центральной части здания, по оси которой находился вход, подчеркнутый плавно выгнутым фронтоном с тимпаном в виде огромного керамического панно М. А. Врубеля «Принцесса Греза». Благодаря расчлененности этого фасада двумя поясами балконов получалось соответствие между горизонтальными членениями «Метрополя» и противолежащего здания Малого театра. Верхний балкон соответствовал   карнизу   Малого   театра.

Фасад «Метрополя», выходящий на Театральную площадь, сохранил как боковые ризалиты, так и центральный вход, отвечавший оси симметрии гостиницы «Континенталь». В этом использовании классического приема В. Ф. Валькотт и Л. Н. Кекушев продемонстрировали гибкость архитектуры модерна в условиях классического ансамбля, отказавшись от присущего стилю модерн приема построения асимметричного плана крупного общественного здания.

Следует добавить, что полихромное решение фасадов «Метрополя», разделенных полосами балконов на три разных по цвету поверхности, также получило свое художественное осмысление: от более темного, насыщенного цветом цокольного этажа, к легкой, почти невесомой верхней части здания в виде обогащенного пластикой фриза, где был утрачен тектонический смысл несущей стены, что превращало её в своеобразную театральную декорацию.

Однако если строители «Метрополя» пытались выразить свое понимание преемственности в развитии ансамбля Театральной площади, то архит. Р. И.

Клейн, построивший в 1906-1908 гг. торговое здание фирмы «Мюр и Мерилиз» в северо-восточном углу Театральной площади (ныне ЦУМ), стремился к созданию стилистического контраста окружающей застройке. «Готический» облик этого крупнейшего универсального магазина Москвы привлекал к себе внимание и тем самым служил целям торговой рекламы.

Что же касается самого пространства площади, то оно вплоть до 1910 г. оставалось свободным, поскольку на ней располагался плац для смотра войск, обведенный толстыми канатами на столбах, проезд по которому запрещался. «Это занесенный в столицу кусок мертвой тундры».- писал В. А. Гиляровский о площади конца XIX в. Лишь в 1910-1912 гг. на месте плац-парада были разбиты два сквера, разделенные проездом из Охотного ряда в Театральный проезд.

Территория между Театральной площадью и Манежем сохранила свое значение «чрева Москвы», поскольку здесь сосредоточивалась торговля разнообразными продуктами питания. Охотный ряд представлял собой торговый квартал в центре города, застроенный деревянными и каменными лавками, формировавшимися вокруг внутреннего двора. Здесь же находились многочисленные трактиры. Охотный ряд снискал себе дурную репутацию самого антисанитарного места в центре Москвы. В связи с этим выдвигались проекты строительства в Охотном ряду крытого торгового рынка по примеру Парижа и Лондона. Однако частная собственность на землю и огромные прибыли, которые получали купцы-охотнорядцы, не давали возможности Городской управе выкупить и реконструировать этот квартал.

На месте современной площади 50-летия Октября находился еще один обширный, довольно неприглядный квартал весьма разнородных строений, преимущественно торговых, который перерезали узенькие переулки с характерными названиями Лоскутный и Обжорный. Квартал тянулся до самого Манежа, с севера его ограничивала узкая Моховая улица (ныне в составе проспекта Маркса), с юга — Манежная, с востока — начальный отрезок Тверской (нынешней улицы Горького).

Одним из самых загруженных перекрестков капиталистической Москвы была Лубянская площадь (ныне площадь Дзержинского), по которой уже в 1870-х годах прошла «конка», которую затем сменил трамвай. Лубянская площадь была одним из центров торговли. На рубеже веков на площади выросли многоэтажные дома — страхового общества «Россия» (архитекторы Л. Н. Бенуа, А. О. Гунст), здание на углу площади и Театрального проезда (ныне здание Минморфлота СССР, архит. Л. Н. Кекушев) и др.